ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 

Тема 4. ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

назад | оглавление | вперёд

 

4.1 Принципы и методы планирования на предприятии

Планирование и прогнозирование являются важнейшей функцией управления предприятием. Они позволяют:

 предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;

 более рационально использовать все ресурсы предприятия;

 избежать риска банкротства;

 более эффективно проводить научно-техническую политику предприятия;

 своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;

 повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.

Прогнозирование и планирование должны быть построены на научных принципах и методах.

Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии. К основным принципам планирования относятся:

Методы планирования подразделяются на:

  • балансовый метод, при котором составляются следующие виды балансов:

- материальные (балансы электроэнергии, оборудования, и т.д.);

- трудовые (баланс рабочей силы);

- финансовые (бухгалтерский баланс, денежных доходов и расходов и др.);

4.2. Бизнес-план и его структура

Бизнес-планы разрабатываются для экономического обоснования выпуска новой продукции, внедрения новой техники и других нововведений.

Бизнес-план - это документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие и способы их решения.

Бизнес-план позволяет:

Требования к бизнес-плану, его форме, содержанию, структуре строго не регламентированы. Примерное его содержание может иметь следующий вид:

  • Цели и задачи проекта.
  • Обобщенное резюме, основные параметры и показатели.
  • Описание предприятия.
  • Исследование, анализ и оценка рынка сбыта.
  • Маркетинговый план и тактика продаж.
  • План организации производства и управления.
  • План производства.
  • Ресурсное обеспечение проекта.
  • Финансовый план.
  • Эффективность проекта.

В зависимости от поставленной цели руководитель сам решает вопрос о включении тех или иных разделов, а также глубине их проработки.

4.3. Планирование производственной программы

Под производственной программой предприятия понимается научно-обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции.

Производственная программа состоит из следующих разделов:

  • плановое задание по объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции;
  • плановое задание по качеству выпускаемой продукции.

Количественные (объемные) показатели: объем реализации, объем товарной и валовой продукции

По объему реализуемой продукциип) оценивается производственно-хозяйственная деятельность предприятий. Объем реализуемой продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде:

  • готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, предназначаемых к реализации на сторону;
  • работ промышленного характера, выполняемых на сторону;
  • реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

Объем реализуемой продукции по плану Рп можно определить по следующей формуле:

Рп = Тп + Онп1 - Онп2 ,

где Тп - объем товарной продукции по плану;

Онп1, Онп2 - остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

Объем товарной продукциип) в плане включает стоимость:

  • готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия;
  • полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону;
  • работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.

Объем валовой продукциип) включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде, определяется он по следующей формуле:

Вп = Тп - Нп1 + Нп2 ,

где Нп1 , Нп2 - остатки незавершенного производства на начало (конец) планового периода.

Качественные показатели: сортность, марка, содержание полезного компонента, доля продукции, соответствующая мировым стандартам и превышающая их, доля экспортной продукции, важнейшие технические параметры выпускаемой продукции.

Натуральные и стоимостные показатели:

Плановый выпуск продукции в производственной программе указывается как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Натуральные измерители зависят от специфики выпускаемой продукции, поэтому она может быть указана в метрах, штуках, кг, секциях и других единицах, а также в условных.

Объем реализуемой и товарной продукции показывается в действующих оптовых ценах предприятия, в сопоставимых ценах и в оптовых ценах отчетного периода.

назад | оглавление | вперёд