ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ |
Тема 4. ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ |
назад | оглавление | вперёд |
Принципы и методы планирования на предприятии Планирование и прогнозирование являются важнейшей функцией управления предприятием. Они позволяют:
предвидеть перспективу развития предприятия на будущее; более рационально использовать все ресурсы предприятия; избежать риска банкротства;более эффективно проводить научно-техническую политику предприятия;
своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка; повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.
Прогнозирование и планирование должны быть построены на научных принципах и методах.
Под
принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии. К основным принципам планирования относятся:
- непрерывность планирования;
- нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли
;- принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации
;- научность;
- принцип взаимной увязки и координации.
Методы планирования подразделяются на:
- балансовый метод, при котором составляются следующие виды балансов:
- материальные (балансы электроэнергии, оборудования, и т.д.);
-
трудовые (баланс рабочей силы);-
финансовые (бухгалтерский баланс, денежных доходов и расходов и др.);
- нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, запасы сырья и др.);
- программно-целевой метод, в основном используется при планировании НТП, так как позволяет: сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполнение важнейших научно-технических программ; обеспечить сквозное планирование; увязать реализацию научно-технических программ с планом развития предприятия;
- метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, а также производственной программы предприятия. При этом методе учитываются следующие факторы:
- технические (внедрение новой техники и технологии, материалов и др.);
- совершенствование организации производства и труда;
- изменение объема производства и ассортимента выпускаемой продукции;
- особые факторы, связанные со спецификой предприятия и производства;
- инфляция.
4.2. Бизнес-план и его структура
Бизнес-планы разрабатываются для экономического обоснования выпуска новой продукции, внедрения новой техники и других нововведений.
Бизнес-план - это документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие и способы их решения.
Бизнес-план позволяет:
- всесторонне обосновать тот или иной проект или мероприятие;
- разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели;
- определить финансовые результаты от реализации проекта.
Требования к бизнес-плану, его форме, содержанию, структуре строго не регламентированы. Примерное его содержание может иметь следующий вид:
- Цели и задачи проекта.
- Обобщенное резюме, основные параметры и показатели.
- Описание предприятия.
- Исследование, анализ и оценка рынка сбыта.
- Маркетинговый план и тактика продаж.
- План организации производства и управления.
- План производства.
- Ресурсное обеспечение проекта.
- Финансовый план.
- Эффективность проекта.
В зависимости от поставленной цели руководитель сам решает вопрос о включении тех или иных разделов, а также глубине их проработки.
4.3. Планирование производственной программы
Под производственной программой
предприятия понимается научно-обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции.Производственная программа состоит из следующих разделов:
- плановое задание по объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции;
- плановое задание по качеству выпускаемой продукции.
Количественные (объемные) показатели: объем реализации, объем товарной и валовой продукции
По объему реализуемой продукции (Рп) оценивается производственно-хозяйственная деятельность предприятий. Объем реализуемой продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде:
- готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, предназначаемых к реализации на сторону;
- работ промышленного характера, выполняемых на сторону;
- реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.
Объем реализуемой продукции по плану Рп можно определить по следующей формуле:
Рп = Тп + Онп1 - Онп2 ,
где Тп - объем товарной продукции по плану;
Онп1, Онп2 - остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.
Объем товарной продукции (Тп) в плане включает стоимость:
- готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия;
- полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону;
- работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.
Объем валовой продукции (Вп) включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде, определяется он по следующей формуле:
Вп = Тп - Нп1 + Нп2 ,
где Нп
1 , Нп2 - остатки незавершенного производства на начало (конец) планового периода.Качественные показатели: сортность, марка, содержание полезного компонента, доля продукции, соответствующая мировым стандартам и превышающая их, доля экспортной продукции, важнейшие технические параметры выпускаемой продукции.
Натуральные и стоимостные показатели:
Плановый выпуск продукции в производственной программе указывается как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Натуральные измерители зависят от специфики выпускаемой продукции, поэтому она может быть указана в метрах, штуках, кг, секциях и других единицах, а также в условных.
Объем реализуемой и товарной продукции показывается в действующих оптовых ценах предприятия, в сопоставимых ценах и в оптовых ценах отчетного периода.
назад | оглавление | вперёд