ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ |
Тема 11. Прибыль и рентабельность предприятия |
назад | оглавление | вперёд |
Формирование прибыли и ее использование на предприятииПрибыль
является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации (предприятия). Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства.Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех прибылей - валовая (балансовая) прибыль предприятия. Пв = Пр +Пим ± Пвн
Основными составляющими элементами валовой прибыли являются:
- прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
- прибыль от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;
- финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции предприятия зависит от двух показателей цены продукции и затрат на ее производство: Пр = (ц - с)´ Vр.
Цена продукции на рынке
- следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически.Затраты на производство продукции - издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов.
Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов.
К внутренним факторам относятся, внедрение современной техники и технологии на предприятии, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда
К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения.
Прибыль от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия определяется как разность между полученной выручкой и затратами, связанными с продажей, а также суммой их недоамортизации (остаточной стоимости).
Финансовые результаты от внереализационных операций представляют собой сальдо между внереализационными доходами и расходами.
К внереализационным доходам относятся:
- доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам;
- доходы от сдаче имущества в аренду;
- положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
- полученные штрафы, пеня, неустойки, полученная дебиторская задолженность и др.
К внереализационным расходам относятся:
- убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности;
- недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации;
- отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
- судебные издержки и арбитражные сборы;
- налог на имущество и некоторые виды местных налогов и сборов.
Функции прибыли:
- прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;
- прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия,
- прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней
Основные источники получения прибыли:
- первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;
- второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг, от объемов производства, от структуры снижения издержек производства;
- третий источник относится к инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
Объектом распределения прибыли является валовая (балансовая) прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление части прибыли в бюджет в виде налогов, а также расходование чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Принципы распределения прибыли:
- прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием. Часть прибыли, забираемая государством, поступает в бюджет в виде налогов и сборов. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
- величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованность в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности,
- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, сначала направляется на создание и расширение резервного фонда (РФ), затем в фонд накопления (ФН), обеспечивающий его дальнейшее развитие, и только в остальной части - в фонд потребления (ФП).
Порядок распределения и использования прибыли на предприятии закреплен в его уставе и определяется положением, утвержденном руководящим органом предприятия.
Основные пути увеличения прибыли на предприятии. На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем виде это могут быть следующие мероприятия:
увеличение выпуска продукции;
улучшение качества продукции;продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
диверсификация производства;
расширение рынка продаж и др.
Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.
Рентабельность - это показатель экономической эффективности производства на всех уровнях - от предприятия до общественного производства в целом. Рентабельность отражает результаты всех сторон и видов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Различают рентабельность производства и рентабельность продукции.
Рентабельность производства (Рпр) представляет собой отношение валовой (балансовой), прибыли (Пб) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (` Ф ) и нормируемых оборотных средств (` О ) (денежные средства и средства в расчетах при этом не учитываются):
Рпр = [Пб / (` Ф +` О ) ] ´ 100%.
Чем выше значение этого показателя, тем лучше (рентабельнее) работает хозяйствующий субъект.
Показатель
рентабельности продукции рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости продукции (С):Рпрод = (П/С) ´ 100% = [(ц - с) / с]´
100%.Он исчисляется по отдельным изделиям и их группам, а также по всей продукции предприятия. В зависимости от целей рентабельность может быть рассчитана с помощью других показателей.
Повышению рентабельности способствует увеличение суммы прибыли за счет роста объемов производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, улучшения использования машин и оборудования, экономичного расходования сырья и материалов, а также сокращение потерь и простоев, повышение производительности труда.
назад | оглавление | вперёд